В ы п у с к  № 5     Пишите нам: ural_ilek@mail.ru

"Фирменная" заставка от газеты "УРАЛ" ПОДРОБНЕЕ


  Н О В О С Т И
  Награда Министерства
  сельского хозяйства России
  за добросовестный труд
    На публикуемом сегодня снимке наши читатели видят Е.П. ПЕРЕХОЖЕВУ, оператора машинного доения коров из колхоза «Россия».
    Наш фотограф запечатлел её в тот момент, когда в администрации района Елене Петровне вручалась благодарность Минсельхоза России за добросовестный долголетний труд и высокие производственные показатели. По итогам работы последних лет она постоянно выходит в число лидеров в трудовом соперничестве животноводов. Так было в 2007 году, когда она надоила в закрепленной группе по 3100 килограммов молока от коровы. В следующем, 2008-м, аналогичный показатель составил 4800 килограммов, а в прошлом – 4000.
    Общий трудовой стаж Е.П. Перехожевой составляет уже 33 года. Она работает дояркой с тех пор, как окончила СПТУ, где получала профессию после школы. Руководством хозяйства и отрасли отмечается её трудолюбие, добросовестное отношение к делу. Об этом свидетельствуют и многочисленные поощрения за труд, полученные опытной дояркой за годы работы в хозяйстве. Это – и портрет на районной Доске Почёта, и ценные подарки, и грамоты от администрации района.
Фото Натальи СМОЛЁНОВОЙ.


             ЭХ, МАСЛЕНИЦА!
             ЛЫЖНЯ РОССИИ-2010
    Для просмотра слайд-шоу включите в обозревателе функцию отображения анимации

             М О Л О Д О   - Н Е   З Е Л Е Н О
             Надежда с твердым характером
    Надежда ЮТКИНА – получила третью премию во Всероссийском литературном Пушкинском конкурсе «Капитанская дочка».
    На него она представила свою работу «Из школьных и нешкольных сочинений».
    Сегодня вашему вниманию предлагаем один из рассказов «Озеро Голодное».
    Юная жительница Привольного, несомненно, талантливая девушка. Надежда - десятиклассница. Но больше – творческая натура – два раза в неделю она ездит из села в райцентр на занятия в школу искусств. Надя увлечена рисованием. Юный художник предпочитает рисовать пейзажи и животных. Красками. Мечтает Надежда о профессии дизайнера. На премию, которую ей вручили как победительнице конкурса, она купила журналы по интерьеру и дизайну, краски. надежда очень дружелюбная, общительная девушка. а если цель поставила – обязательно ее добьется.

    ● Легенды и были прошлого и настоящего
    Озеро Голодное
Очень нужна вода в степи, где вольно гуляет ветер-суховей, палит щедрое летом на тепло солнышко. В округе села Привольное множество озер, и все они имеют свое название, а некоторые даже несколько: одно официально закреплённое на картах и в справочниках, а другое - народное, иногда не совсем благозвучное. Есть очень поэтические, а есть и такие, что звучат устрашающе.
    Я хочу рассказать об озере Голодном, что расположено у села Сухоречка Илекского района. Или вернее село когда-то расположилось на берегах озера; речки-то там близко нет, сохранились лишь следы старого русла (отсюда и Сухоречка), а вот озеро было. Это быль первая, которая, к сожалению, скоро может стать легендой, тогда и название села может измениться - Сухоозеро (грустное предположение моё). Но рассказать я хочу другие были из прошлого, когда озеро плескалось во всей своей красе, и помнит его таким моя бабушка, Юткина Анна Васильевна, уроженка села Сухоречка, ныне проживающая в селе Привольном. Я слышала несколько версий, объясняющих название озера.
    В древней легенде рассказывалось, что на берегу прекрасного степного озера поселились люди, и все было бы хорошо для жизни: вольные луга с душистыми травами, щедрая на урожай земля, озеро, богатое рыбой. Но обитало в озере и страшное чудище. Проголодавшись, чудище это всплывало и заглатывало всех, кто плавал в воде: уток, гусей. Если тонули люди, в этом тоже винили чудище озерное. Люди молили силы небесные об избавлении от страшилища. И Бог услышал их молитвы. Однажды разыгралась страшная буря, поднялся ветер, и вдруг все увидели, как закружилось в вихре чудовище, мелькнул его огромный хвост и всё исчезло в облаках. Другие версии более правдоподобно объясняют гибель людей: тонули в озере в основном «чужаки», т.е. люди приезжие, которые не знали особенностей строения дна озера Голодного, а было оно порожистое, обрывалось крутыми высокими ступенями, уходя вниз на несколько метров. Бредешь по прогретой солнышком воде вглубь озера и вдруг дно исчезает из-под ног... Чем ближе к середине, тем холоднее была вода, т.к. питали озеро многочисленные родники. От холодной воды могло свести судорогой ноги, человек пугался, терял самообладание, и озеро поглощало очередную свою жертву.
    Следующая версия рассказывает, что не так давно в озере водились сомы гигантских размеров, которые и питались птицей, обитающей на озере, могли напугать и быка, неосторожно зашедшего далеко от берега попить воды, хватая его за ноги. Бык от страха кидался в сторону, оступался на обрыве и тонул. Что и послужило возникновению легенды о чудовище, обитающем в озере. Из рассказов моей бабушки, бывшей свидетельницей ловли огромного сома:
    «Воду на ферму возили в больших бидонах. Водопровода не было, поэтому брали воду из озера. А кто на фермах работал? В основном женщины, и воду доставляла тоже женщина. В телегу запрягали быков, на них и возили, и не только воду. Вот однажды подъехала водовозка к оэеру, приученный бык зашел в воду, так, чтобы черпать её можно было прямо с телеги, ведь женщина не поднимет полный бидон, а их несколько. Только начала она набирать первый бидон, как вдруг бык кинулся вперед, а там обрыв. Телега перелетела через быка, женщина и бидоны попадали в озеро. Когда кинулись искать пропавшую возницу, увидели с берега над поверхностью темной стылой воды только голову быка и плавающие пустые бидоны. Бросились за мужиками, лодку нашли. Подплыли, стали тянуть быка, а телега вниз тянет. Пришлось обрезать упряжь. Бык стоял задними ногами на нижней ступени, зацепившись копытами передних за край верхней и вытянув кверху шею, чтобы вода не залилась в уши, а ко дну его ещё и телега тянула. Когда животное вывели на берег, под его шкурой от пережитого напряжения дрожала каждая жилка. Решили, что это сом напугал быка, потому что Мишка (так звали быка) был самый спокойный из всех быков. Женщина, к сожалению, погибла».
    «Мой отец, Сладков Василий, сидел на берегу озера сторожем колхозных огородов. Однажды бригадир перевез огородниц в деревню на лодке, чтобы они могли пообедать, детишек проведать, а лодку вытащил на берег. Через некоторое время глянул сторож на озеро, а там по середине лодка перевернутая плывет, темным дном поблескивает.
    - Ребятишки набезобразничали, лодку в озеро спустили, озорники! Как же теперь ее добыть? Ведь скоро бригада с обеда на работу вернется, а переплыть не на чем, - засокрушался отец. Тут и бригада на берегу собралась, тоже лодку видят, сторожа громко ругают, почему не уберег. Вдруг на днище лодки опустилась чайка с рыбешкой в клюве, не успела полакомиться добычей, а «лодка» как даст хвостом, брызги во все стороны, а сама ушла в глубину озера. Все так и ахнули: «Вот это да! Рыбина! Сомище!»
    Подошел бригадир, вытащил из кустов лодку, посадил в нее переполошенных женщин и переправил благополучно на другой берег».
    «Решили мужики поймать огромного сома, жившего в озере. Стали думать, какую же это «удочку» нужно изготовить на такую рыбину? Старики подсказали: взять пустую бочку, хорошенько её просмолить, чтобы она не пропускала воду, привязать к бочке остро заточенный крюк, наподобие того, на каком мясо подвешивают. Исполнили всё так, как старики советовали, на крюк насадили наживку - курицу зажаренную. Пустили бочку по озеру плавать, а сами ждать стали: клюнет - не клюнет «рыбка» на приманку. Клюнула! Ну, теперь, дай Бог, чтоб не сорвалась. Высыпала на берег вся деревня смотреть, как сома ловят. Помчалась бочка вдоль озера, нырнула в глубину, всплыла, стала метаться в разные стороны, опять исчезла в водной пучине. До темноты стояли зеваки, наблюдая за передвижениями огромного «поплавка». И на следующий день продолжались попытки сома освободиться от крючка. Лишь к концу третьего дня остановилась бочка посреди озера. Устал сом, видать, бороться. Но не решились подплыть рыбаки к своей добыче, решили утра дождаться. Утром поплавок так же недвижим. Подплыли на лодках и ахнули: вот страшилище! Как вытаскивать такую тушу на берег? Подогнали трактор, зацепили бочку тросом и выволокли улов на берег. Сомятины хватило всем и на пельмени, и на засол. Долго угощали односельчане гостей разными блюдами из сомятины и рассказами о необычной рыбалке».
   


             Н А С Т Р О Е Н И Е
             «Школа первая – в сердце ты навсегда»
    Этими словами из гимна Илекской первой школы определяются те чувства, которые многих из нас заставляют в первую субботу февраля спешить в родную школу. И неважно, сколько лет прошло с того времени, как мы в последний раз переступили её порог в качестве выпускников. Порой и никакие расстояния не останавливают тех, кому хочется хотя бы на короткое время вернуться в «школьные годы чудесные».
    В этом году на вечер встречи выпускников в ИСШ № 1 прибыл не один десяток её бывших учеников. Заместитель главы администрации района Ю.П. Тупиков, руководитель Илекской КЭС В.П. Арьков, предприниматель А.В. Агапова, да и автор этих строк – выпускники разных лет. Да и практически все учителя, работающие сегодня в этой школе, активно участвовавшие в подготовке к празднику, и в его проведении, тоже её выпускники.
    Встречали гостей в школе очень радушно. Готовились долго и старательно. Порадовали концертом, ведущими артистами которого были школьники самого разного возраста. И хозяева, и гости праздника с радостью и грустью отмечали тот факт, что нынешняя встреча – последняя именно в той школе, в которой учились мы все. Скорее всего, следующая встреча состоится в новой школе, окончания строительства которой мы все ждём с нетерпением.
Людмила КРЯЖЕВА.


             УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ...
             Поднять престиж и значимость профессии
    Нынешний 2010 год, объявленный в нашей области годом учителя, должен привлечь особое внимание к профессии, без которой, по моему мнению, невозможно существование цивилизованного общества. Кто, вместе с родителями, стоит в начале процесса созидания человека, как личности? Именно учителя. А в настоящее время им, к сожалению, нередко приходиться нести бремя образования и воспитания молодого поколения без участия родителей, слишком занятых своими проблемами. И не зря, полагаю, имена многих своих учителей мы помним всегда. Вот что пишет в свеем письме по этому поводу давний друг и подписчик районной газеты «Урал» В.В. Гончаров из Затонного:
    «Решил я рассказать о своих учителях, которые дали мне путёвку в жизнь, и высказать своё мнение о реформе образования. Учителя начальных классов Веру Васильевну Тарасову я никогда не забуду, потому что она была для нас второй мамой. Научила нас писать, читать, считать на палочках, которые мы сделали сами и носили в спичечном коробке. Наша первая учительница была доброжелательна, внимательно относилась к каждому ученику. Очень многому нас научила: не только как вести себя в школе, на уроке, беречь учебники и бережно относиться к школьному имуществу, но и как правильно вести себя на улице, обязательно здороваться со старшими. Таких людей, как учителя, которые многое давали и дают детям, забывать – большой грех. Они дают не только знания, отдают время, силы, здоровье. Их следует назвать лучом света в жизни. И этот луч тем ярче, чем ярче, неординарнее и талантливее личность самого учителя.
    Не забуду и преподавателя литературы, выпускника Ленинградского педагогического университета имени А.А. Жданова, Виктора Филипповича Фролова, классного руководителя. Запомнился он тем, что на своём первом уроке заявил, что в учебнике литературы Флоренского (по которому мы тогда учились) всего 30 процентов того, что мы должны знать. Он сам снабжал нас дополнительной литературой, без знания которой на хорошую оценку не стоило и рассчитывать. Приучил нас работать с литературой самостоятельно. Благодаря ему, литература, история, Конституция СССР были любимыми для меня предметами.
    Он был и заядлым спортсменом, имел первый разряд по баскетболу. Вообще, в то время, когда я был школьником, и дети, и взрослые спортом занимались активно, и не зря он тогда назывался массовым. Младшие классы сдавали нормы БГТО (будь готов к труду и обороне), старшие – ГТО (готов к труду и обороне). Наиболее успешные получали значки спортивных разрядов. Не забыл я и директора Михаила Ивановича Громова, участника войны, кавалера ордена Красной Звезды, награждённого многими медалями. Был он строгим, но справедливым. Никогда не повышал голоса. В школе был идеальный порядок, во дворе – цветочные клумбы. Здание школы, ограждение – всегда в полном порядке. При школе были сад и участок, на котором выращивали овощи для интерната. А директор приходил в школу первым, а уходил последним, всё проверив. Вот такие у меня воспоминания об учителях, которые учили меня уму-разуму с 1947 по 1952 годы в тогдашней Литовской Советской Социалистической республике».
    Далее в своём письме В.В. Гончаров рассказывает и о нынешних учителях, которые «давали путёвку в жизнь» его детям, которых у Владимира Владимировича трое. При этом старшая дочь Галина не один десяток лет учит малышей в Привольненской школе. Он с благодарностью называет имена М.И. Китовой, первой воспитательницы сына в детском саду, первой учительницы К.Н. Абрамовой, директора Р.В. Лопановой, учителей В.Н. Юнусовой (Почётного жителя Илекского района), М.А. Сакмаркиной, Т.С. Мясниковой, В.Л. Лапиной, В.И. Казначейского и С.Г Цыганковой – бессменной «классной» у детей, когда они учились в Илеке.
    О нынешней системе образования Владимир Владимирович пишет, что его поражает система финансирования образования. Она ведёт к тому, что сельские школы получают с каждым годом всё меньше средств, так как деньги выделяются в зависимости от количества учащихся. Рождаемость падает, сельское население сокращается. И что будут получать учителя за 5 – 10 оставшихся учеников? И как они будут жит на свою зарплату?
    Ведь сегодня и без того сельские учителя – в тяжёлом положении. В школе учитель полностью отдаётся работе, тратя свою энергию, знания. А, приходя домой, становиться скотником, дояркой, свинаркой, телятницей. И всё – из-за недопустимо низкой оплаты труда. Поэтому без подсобного хозяйства учителю на селе не прожить.
    Автор письма вносит свои предложения о том, каким образом можно поднять престиж столь нужной всем нам профессии. Во-первых, он предлагает изменить к ней отношение всего общества, постоянно уделять внимание школе, активнее и теснее взаимодействовать с нею местным администрациям, оживить работу с родителями через родительские комитеты, организовывать дежурства родителей, дружинников, которые участвовали бы в контролировании того, как соблюдается так называемый «комендантский час» для школьников. Активнее привлекать учителей в органы самоуправления. Во-вторых, для поощрения педагогов за труд применять не только денежные премии, предложенные президентом, но и такие меры, как присвоение звания «Ветеран труда» педагогам с 25-летним стажем работы, награждение государственными наградами и присвоение званий заслуженного учителя района, области, республики. В-третьих (и это уже относиться и к местным журналистам тоже) – больше информировать общество о труде педагогов, их нуждах, заботах, и просто – о жизни этой категории работающих на будущее нашего общества людей.
    Надо восстановить былую славу учителя, его роль в деле воспитания молодого поколения, вернуть звание интеллигенции, которого учителя заслуживают, как никто другой.
    И, завершая своё письмо в редакцию, В.В. Гончаров желает всем педагогам Илекского района дальнейших успехов в их нелёгком, но почётном и нужном труде в деле формирования молодого гражданина нашей Родины!
Подготовила Людмила КРЯЖЕВА.


             НЕ СМЕЙТЕ
             забывать учителей!
    Долгими зимними вечерами, когда сумерки окутывают город, а с неба летят пушистые снежинки, мы укрываемся одеялом воспоминаний: о лете, о море, о беззаботном детстве, о самой счастливой школьной жизни...
    И пусть будет вечно счастлив тот, кто придумал проводить в стенах родной школы вечер встречи выпускников. Думаю, ты, мой дорогой читатель, будешь со мной солидарен. Ведь так приятно, после городской суматохи, встретить добрый взгляд своего первого учителя...
    6-го февраля в Кардаиловской средней школе проводился вечер встречи школьных друзей. Организаторами мероприятия по традиции стали учащиеся 11-го класса и классный руководитель Е.И. Моргунова. До боли знакомые школьные песни, проникновенные стихи, яркие танцевальные номера, все это сразу увлекло нас в школьные годы. Признаюсь, что ребятам на сто процентов удалось создать атмосферу тепла, праздника, уюта, которой нам так порой не хватает... Читая книгу отзывов о вечере, я убедилась, что ребятам были благодарны все присутствующие. Говоря на чистоту, лично я так и не смогла ощутить себя гостьей в свой родной школе. А в уголках глаз дрожали слезинки, потому что так хочется вернуться назад, сесть за свою первую парту на третьем ряду, скрестить пальцы и молиться, чтобы не спросили, задержаться в столовой и покраснеть, опоздав на урок... Как жаль, что время летит так быстро, что его нельзя вернуть, и так приятно, что в школе для нас всегда открыта дверь!
    Я знаю, что учителя ждут, помнят, переживают за каждого из нас, даже если школу закончили очень давно. Как, к примеру, выпускники 1950 года. Они окончили школу 60 лет назад, но до сих пор помнят трогательные и волнующие моменты школьной жизни в военное лихолетье. Выступление Е.Л. Чвановой и Е.Н. Перехожевой, которые свою дальнейшую судьбу связали со школой, став педагогами, закончилось под бурные аплодисменты. Зал стоя приветствовал их выступление.
    - Это был самый лучший класс, - сказала ветеран педагогического труда В.И. Лозгачева в адрес 30-летнего выпуска. Она была их классным руководителем. Выпускники помнят свою строгую, но справедливую учительницу. Она помогала своим ученикам во всем: добиваться хороших результатов в учебе, быть спортсменами, артистами. А самое главное - стать настоящими людьми. Самый многочисленный и представительный в этот раз был 20-летний выпуск. Они собрались почти все: взрослые, состоявшиеся в жизни. Слегка растерялись на школьной сцене, вероятно, вновь почувствовав себя школьниками. Они вспоминали о своих традициях, об учителях. А с каким восторгом они смотрели на старые школьные фото, запечатлевшие их юность, слушали воспоминания учителей! Моя дорогая школа, мая alma mater!
    Не смейте забывать учителей! Ведь они сыграли в вашей жизни одну из главных ролей!
И. МОРГУНОВА,
выпускница 2008 года, студентка 2-го курса ОГПУ факультета ДиНО


             В ДЕНЬ РОДНОЙ ШКОЛЫ
             25 ЛЕТ СПУСТЯ
    Выпускной вечер. Мы счастливы. Mы на пороге новой прекрасной жизни. Чувства переполняют наши сердца! Все одноклассники красивые, нарядные, с горящими глазами, с букетами цветов. Звучит музыка, и нас приглашает пройти в зал по звездной дорожке к своим местам дорогая, любимая Валентина Михайловна Гусарова. В каждом выпускнике она отмечает его неповторимость, оригинальность, красоту души и сердца. Зал утопает в цветах. Незабываемые минуты, когда ты выходишь, и директор школы Иван Иванович Капнин вручает документ, открывающий двери в большую жизнь.

    Прошло 25 лет. И мы входим в этот же актовый зал. Только уже повзрослевшие, изменившиеся, но такие же счастливые и родные. Всё нам кажется маленьким: и наши парты, за которыми мы учились 10 лет, и коридоры, по которым бегали. И даже наши учителя стали маленькими и какими-то беззащитно трогательными.

    И мы снова держим перед ними экзамен. Только тот, который нам задала жизнь. Мы рассказываем о себе, своих успехах, детях и даже внуках. А зал, переполненный выпускниками всех годов, внимательно слушает. Потом мы смотрим концерт, выступление нынешних школьников, и видим в них себя. И в душе каждого из нас пробуждается нежное, доброе чувство привязанности друг к другу, к милым сердцу учителям и к нашей родной Илекской школе №2. Мы рады, что встретились через 25 лет. Мы такие разные: в материальном плане, в личной жизни, но мы забываем об этом, когда начинаем разговаривать. Мы встретились – и это главное!

    Школа... В этом учебном заведении проходят самые счастливые, светлые дни. Для нас школа стала вторым домом. Наши учителя помогли нам раскрыть и развить способности и таланты. Хотелось бы вернуть эти школьные годы... К сожалению, это невозможно. Но никогда не поздно сказать огромное спасибо нашим дорогим учителям: первому директору школы Ивану Ивановичу Капнину - за его требовательность, Валерию Павловичу Арькову - за его чуткость. Нашим первым учителям - Татьяне Петровне Пащенко и Полине Васильевне Щучкиной за их терпение и доброту, и, конечно, нашей дорогой Валентине Михайловне Гусаровой за её справедливость, любовь и те знания, которые она в нас вложила. Частичка ваших сердец, родные наши педагоги, живёт в нас. Директор школы Н.А. Телицина тепло и искренне принимала гостей. Т.А. Бузина подготовила интересный вечер. Педагогический коллектив школы сохраняет школьные традиции тем самым делая её уютнее и красивее.
    От имени выпускников 1985 года Щербакова (Гуреева) Марина и Поветьева (Манакова) Лариса.


             Сотрудничество идет на пользу
    Каждый год мы радуемся тому, что в стены нашей школы собираются те, чьи голоса много лет наполняли стены нашей школы. Чьи победы и поражения были источником радости и огорчения учителей. С любовью и благодарностью мы рады приветствовать дорогих учителей ветеранов. В нашей школе из 18 – 14 педагогов выпускники этой школы. Для них она поистине родной дом. Они отдают ей талант, душу и сердце.
    В день родной школы, один раз в году, отступает неумолимое время, и память возвращает нас в прошлое. Для кого-то - далёкое, для кого-то - не очень. В ту пору ученичества, которую (не сомневаемся) с нежностью и теплотой вспоминают все выпускники. Свой первый звонок и первый урок.
    Наши выпускники - талантливые люди, добившиеся в жизни больших высот. Их имена известны не только в районе и области, но и за её пределами. Это В.К. Алимов, В.И. Казначейский, В.П. Евлашин, А.А. Казначейский, В.А. Мочалин и многие другие.
    Школе не стыдно ни за одного из своих выпускников. Сотрудничество учителей и выпускников не заканчивается, а продолжается после их выпуска. Они помогают школе своими знаниями, умениями, поддерживают обучающихся в настоящее время. И эта совместная целенаправленная работа, приносит ожидаемый, положительный результат.
    Гости удивлены приятными переменами в школе. Они восхищаются и по-доброму завидуют теперешним выпускникам, раньше такого не было – компьютерный класс, ноутбуки, видеотехника, спортивный инвентарь. А потом дарят школе свои подарки, чтобы в ней было ещё лучше.
    Грустно и радостно одновременно на этом празднике детства. Хочется снова и снова возвращаться в те прекрасные школьные годы…
Администрация Красноярской СОШ.


             МОЛОДО - НЕ ЗЕЛЕНО
    «Быть молодой – значит быть активной, энергичной, яркой, инициативной, полной сил для развития, самовоспитания и становления своей личности» - под таким жизненным кредо живёт Анастасия Ливенец, студентка педагогического колледжа. По праву и без сомнения могу зачислить симпатичную девушку к числу «Золотой молодежи». А как же иначе!
    Одаренная всеми возможными способностями Настя родилась в Илеке, первый ребенок в семье. Отлично училась и в школе, и колледже, собирается поступать в педуниверситет. За эти годы собрала огромное количество наград за олимпиады, конкурсы, активное участие в жизни. Победительница конкурса красоты «Мисс Золотая осень», «Студентка года – 2009» в номинации «Студенческие таланты», грамота «За творческий подход к детям» в лагере «Самородово», за активную работу молодежи в политической партии «Единая Россия» и многое другое.
    Увлечения девушки разнообразные, но практически все связано с творчеством – вязание крючком, спицами, рисование человека, сочиняет стихи, в которых как и в любой современной девчонке есть романтические нотки, изучает курс восточного танца, играет на пианино, не прочь спеть песню в караоке. не так давно одним из увлечением стало создание собственной библиотеки. В ней уже более 60 книг разной тематики. Кому-то покажется, что увлечений у девушки много, да и она, порой удивляется, как на все это находит время. А в последнее время появился интерес к журналистике. И здесь определенные способности. На мой вопрос чего же не хватает нашей молодёжи, Настя ответила, что на её взгляд – воспитания, силы воли и желания чего-то самостоятельно достичь. Не хватает нравственных человеческих качеств. В Интернете часто пишут: «Молодежь Илекского района рулит!». «Так, вот – считает девушка, - молодежь, рули, но осторожно, ведь на любой дороге есть свои опасности, свои знаки и единые для всех правила. И действовать в соответствии с ними или нарушать их вам решать. Надеюсь, ваше решение будет правильным!»
    Неотъемлемая частица студенческой жизни – юмор. На переменах с однокурсницами Настя любит пошутить, разыграть кого-то рассказывать смешные, забавные истории. Так жить интересные, легче. Ведь говорят же, что смех – это лучшее лекарство, а минута смеха продлевает жизнь на 5 минут!
    Каким видит Настя свое будущее? Скорее всего у неё будет любимая работа, семья, дети. К этой цели она потихоньку идет, удачно реализуя всё возможное.
    А всем молодым желает не скупиться и дарить счастье другим. Это великое искусство, но его плоды делают людей счастливыми. Если есть возможность – твори добро, помогай в трудном деле, всегда приходи на помощь и от своих поступков получишь удовлетворение по заслугам. А если тебе трудно изменить ситуацию, то измени своё отношение к ней. Так советовал известный психолог Дейл Корнеги.
Наталья СМОЛЁНОВА.


             И С Т О К И
             И вновь звучал школьный вальс
    С замиранием сердца и с теплотой в душе открывали бывшие выпускники дверь Студеновской средней школы. В День родной школы, 6 февраля, они собрались, чтобы вспомнить самое прекрасное и чудесное время – школьные годы.
    Совсем недавно школа отметила свой 40-летний юбилей. И потому атмосфера вечера была особенно торжественной и теплой. Сделаем небольшой экскурс в историю школы. Она 13 октября 1969 года широко распахнула свои двери. Фундаментом школьного дома стал профессиональный, творческий коллектив педагогов, возглавляемый Василием Григорьевичем Вьюновым. Под его руководством школа начала облагораживаться. Помогали ему в этом его единомышленники: М.К. Сазанакова, Л.И. Гераскуль, А.И. Новиковская, Л.С. Вьюнова, М.Н. Зинякина, Л.А. Бронская, П.Е. Степаненко, И.А. Кочерга, М.И. Торгаева, С.Я. Зинякин, В.М. Мурина, Р.М. Харахорина, Е.Г. Шапкин.
    Капитанами страны знаний были: Василий Григорьевич Вьюнов, Борис Иванович Никитин, Антонина Николаевна Наумова. Сейчас руководит школой Лидия Николаевна Левина. За эти годы школа добилась определенных успехов и побед.
    Более двадцати лет руководил школой Заслуженный учитель школы РФ Борис Иванович Никитин. Под его руководством каждое лето ученики выезжали на археологические раскопки, привозя с собой оттуда багаж знаний, бодрости и, самое важное, археологические находки, которые до сих пор хранятся в школьном музее.
    Ушли на заслуженный отдых, но до сих пор интересуются и болеют душой за все, что происходит в стенах родной школы педагоги В.П. Толстухина, Ф.Е. Покатиловская, И.А. Толстухина, Т.Л. Рыбинская, Е.И. Бирюкова, В.М. Орлова, М.Н. Зинякина, Б.И. Никитин, Л.А. Бронская, В.С. Курлаева, Р.И. Ободникова и др.
    В 2001 году коллектив Студеновской средней школы возглавила Антонина Николаевна Наумова. Значительно омолодился педагогический состав школы, рядом со своими учителями после окончания учебных заведений теперь трудятся бывшие ученики: Л.Н. Левина, И.Е. Лискунова, Ю.В. Бирюков, Н.А. Щуклина, Н.В. Пименова, Ф.А. Толстухин, Н.Н. Любчич. Выпускников Студеновской средней школы можно встретить в различных сферах производства, многие вернулись в родное хозяйство и продолжают здесь трудиться. Творческий учительский коллектив выпустил и помог проложить дорогу в жизнь 1400 учащимся Студеновской средней школы.
    … Стекаются ручейками выпускники школы. Их встречают будущие выпускники: регистрируют, вручают буклеты. В зале царит оживление – улыбки, объятия, слезы радости от встречи. Право задуть свечи на юбилейном торте предоставляется супруге первого директора школы (ныне покойного) Василия Григорьевича Вьюнова Лидие Сергеевне, бывшим директорам А.Н Наумовой, Б.И. Никитину и нынешнему - Л.Н. Левиной. Как в своем выступлении отметил Б.И. Никитин: «Первый раз собралось такое количество выпускников!». Их было более 150 человек. Среди почетных гостей, кроме учителей, находящихся на заслуженном отдыхе, присутствовал заместитель главы администрации района по социальному развитию Н.И. Стрижекозин, представитель от отдела образования бывшая ученица Е.В. Иващенко, представитель Илекского «Землячества» В.С. Зинякин, представитель от казачества П.Г. Гришин и многие другие. Это был вечер воспоминаний и подведения итогов.
    Презентация «Нашей школе - 40», «Педагогические династии», «Аллея памяти» дополнялись выступлениями и воспоминаниями о школьной жизни, курьезах и прерывались доброжелательным смехом выпускников. Танцы, песни в исполнении выпускников и учителей школы создавали праздничную атмосферу в зале. С вдохновением звучали песни в исполнении солистки Оренбургского государственного академического русского народного хора, выпускницы Натальи Левиной. Подарки, цветы, воспоминания о школьных днях придавали особый колорит встрече. А когда настал, момент прощания – многие говорили о том, что это был незабываемый вечер. До новой встречи, дорогие выпускники!
О. БИРЮКОВА, Е. СЛАДКОВА, ученики 11 класса.


             ПРИРОДА И МЫ
             К зайцу по-пластунски
    Снег в этом году выпал поздно – во второй декаде декабря и потому охота на зайцев всё откладывалась. Но вот собрались. Нас четверо: Виктор, Борис, Василия и я, автор этих строк. Все – охотники бывалые, со стажем.
    Садимся в «Ниву» и – в степь, за посёлок. Правда, погода не радует – дует низовая позёмка. Дорогу местами перемело. Но добрались до предполагаемого места охоты и остановились у глубокого оврага, заросшего тальником. Сидим в машине, и выходить никто не собирается – наблюдаем за природой. А посмотреть есть на что: вот стая снегирей опустилась на кусты шиповника. Яркие птички весело щебечут, склевывая огненно-красные плоды.
    Наконец всё-таки расчехляем ружья и выходим из машины. Своим громким разговором вспугиваем стаю куропаток. Вылетев из оврага, они низко и как-то тяжело летят над землёй. Вскоре приземляются метрах в восьмидесяти от нас и быстро разбегаются в разные стороны. Сразу вспоминаются записки нашего земляка – писателя С.Т. Аксакова. В своё время он писал о том, что серая куропатка не покидает родной стороны и зимой. Конечно, можно было бы подойти к выводку и начать охоту, подстрелив пару куропаток. Но – стрелять всё-таки не стали из-за уважения к их осёдлости и постоянству.
    Понаблюдав за куропатками, разбредаемся в разные стороны от машины. Походив с полчаса, видим, что заячьих следов нигде нет. Убеждаемся ещё в одной примете охотников: при низком атмосферном давлении заяц может лежать на одном месте 2 – 3 дня и не выходить на кормёжку. В таком случае его можно поднять, разве только едва не наступив на него.
    Возвращаемся к машине и – скорее в тепло. Пьём горячий чай, поджидаем Василия. Именно он каждый раз заражает остальных своей неутомимостью, быстрой ходьбой. Он может часами ходить и ходить, распутывая заячьи следы. Поджидая его, осматриваем в бинокль окрестности. И – вот он, Василий. Но почему он ползёт? И не к машине, а от неё? Неужели с ним что-то случилось? Может, ему требуется помощь?
    Выходим из машины и стреляем сигнальным патроном. Но Василий продолжает ползти дальше. Тогда садимся в машину и подъезжаем, как можно ближе к нему, насколько позволяет местность, и сигналим. Василий встает и идёт к машине – вроде бы с ним всё в порядке. Только пот катится градом.
    - Эх, вы! Зачем стреляли и подъехали так близко?! Спугнули зайца! Охальники, а не охотники, - заключает Василий обиженным голосом и садится в машину. Все молчим. Каждый этот упрёк переживает по-своему.
    - Расскажи всё-таки, что случилось, - просит наконец Борис. И вот что мы узнаём в итоге. Оказывается, Василий решил пройти по дну оврага и посмотреть, нет ли там заячьих следов. И тут неожиданно, из-под самых ног у него выскочил заяц и широкими прыжками пошёл в степь. Выстрелить, конечно, Василий не успел. Метров через 250 заяц остановился и присел на задние лапы. И тогда Василий решил к нему подползти на выстрел. В это время мы своего товарища и увидели в бинокль…
    Все разразились громким смехом от такого рассказа. Ну, это надо же – к зайцу подползти по снегу! Это что-то новое в зимней охоте! Наш долгий смех явно обидел Василия. Он отвернулся и в нашем дальнейшем разговоре участия не принимал. А мы вспоминали рассказа зоолога Л.П. Сабанеева о способах охоты на зайцев. Это и охота «в узёрку», по свежему следу, круговым загоном, на засидку. Но такого…Чтобы ползти по-пластунски к зайцу? Такого ещё не было! Чтобы хоть как-то сгладить свою вину, Борис высказывает здравую мысль, которую поддерживаем и мы:
    - А не закусить ли нам на свежем воздухе бутербродами, да с горячим чаем? Мы переглядываемся, а Василий так и молчит, отвернувшись. Надо же так было обидеть человека смехом…
    - Ну, что же, - подвёл итог нашей охоте Виктор, - повезём сало и колбасу обратно домой. Сэкономим продукты…
А. ГУБАНОВ, посёлок Димитровский.


             БАЙКА ОТ ЧИТАТЕЛЯ
             Домяукалась…
    В доме, где и без того был небольшой зверинец, в качестве ещё одного любимца семьи, появился большой попугай жако. Птица эта – красивая, крупная. И, как утверждают её владельцы, весьма сообразительная. К тому же, хорошо обучаемая. И даже может говорить научится.
    И вот сидит этот жако, смотрит, как хозяйка ужин готовит. Здесь же – пара собак, тоже в качестве молчаливых наблюдателей. А у кошки, видимо, терпение лопнуло или его никогда и не было, ей никак не сидится. Крутится у хозяйки под ногами и непрерывно мяукает. Все уже к такому её поведению привыкли и не обращают внимания. И вдруг раздаётся:
    - Мяу, мяу! Размяукалась, падла!
    Все присутствующие – в недоумении: хозяина-то поблизости нет! А голос, интонация, слова – всё, как у него. Сразу и не поняли даже, что это, оказывается, попугаю надоел «кошачий концерт». И он решил «приструнить» кошку, как это обычно делал и хозяин, причём, его же голосом и словами!


             ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ
             Долг платежом красен
    Прежде, чем рассказать свою историю, хотелось бы напомнить землякам небольшую такую зарисовку из жизни илекских казаков. При этом то, насколько она правдива, оставляю судить самим читателям. Но, говорят, такое случалось в жизни, причём, не так уж и давно.
    Итак, отправился казак летом на сенокос. Работал, пока не проголодался. Собрался поесть, а жена, оказывается, ложку положить забыла. Казак – на лошадь и скачет домой. Увидев во дворе жену, кричит: «Манька, ложку положить забыла!». И – возвращается обратно, на сенокос. Жена, схватив ложку, бегом отправляется вслед за мужем. Такая вот «картинка».
    А мне приходится много лет наблюдать жизнь семьи современного, так сказать, казака. А, может, просто самодура…
    Лошади у него отродясь не бывало. Да и зачем она была нужна, если он работал водителем. В то время, когда это было, водитель распоряжался колхозной машиной, как своей собственной. Будь то небольшой «газон» или ЗИЛ, или многотонный КамАЗ, ездил на нём не только по колхозной надобности, но и по своим личным делам. Машина, как правило, стояла во дворе дома, если хозяин был не на работе или в дальний рейс не уехал.
    Так вот этот водитель, о котором пойдёт речь, утром завтракает, не торопясь, со вкусом, пьёт чай. А жена уже тем временем машину готовит. Зимой воду горячую заранее нагреет, мотор прогревает, чтобы грузовик сразу завелся. А водитель, попивая чай в тёплой кухне, ещё и кричит на жену: «Опять масло проверить забыла!». И она опять бежит на мороз доделывать то, что забыла сделать сразу.
    Но вот «кормилец» наконец-то отправляется на работу. А к вечеру, к моменту возвращения его домой, ей надо опять настороже быть. Подъехал к воротам, погудел пару минут. Если ворота не открываются, проезжает в закрытые. А на другое утро, отправив мужа на работу, жена занимается ремонтом ворот.
    Так и жили. Причём, дети в этой семье рождались чуть ли не каждый год. У главы семьи была мечта – обзавестись наследником, продолжателем рода. Но первые пятеро детей были дочери. Сын родился только шестым. Имея столько «баб в доме», хозяин хвастался, что вот вырастут девки, на руках носить будут. «Девки» росли крепкими, здоровыми. Да вот незадача – характерами все удались не в тихую безответную мать, а в отца – бойкие, настырные, умеющие за себя постоять. Словом, обидеть или унизить такую вряд ли кому удастся, а уж заставить действовать по приказу и тем более – дело безнадёжное, в чём со временем счастливый родитель имел возможность убедиться на собственном опыте.
    Подросли дочери и, вместо того, чтобы на руках родителя носить, стали сами им командовать. И попробуй только возразить… Мало не покажется! Поистине – «долг платежом красен».
Лидия ВЕТРОВА, село Илек.


             П О Г О Д А
             Январь был морозным
    По данным метеорологической станции «Илек» прошедший январь характеризовался морозной погодой. Среднемесячная температура воздуха составила -17,4 градусов С, при норме – 14,5 С. Минимальная температура понижалась до минус 32,2 С. Максимальная повышалась до минус 1,2 С.
    Минимальная температура на поверхности снега понижалась до – 38,6 С. Средняя относительная влажность воздуха за январь составила 74%. Осадков выпало в этом месяце 44,9 мм при норме 24 мм.
    В январе наблюдались атмосферные явления: дождь, мокрый снег, снег, гололед, изморозь, поземок. На конец января 2010 года глубина промерзания почвы составила 90 см. В январе прошлого 2009 года среднемесячная температура воздуха составила -12,7 С. Минимальная температура составила – 33,1 С, максимальная – 1,0 С. Минимальная температура на поверхности снега составила -39 С. Средняя относительная влажность воздуха составила 84%. В январе 2009 года осадков выпало меньше нормы -19,3 мм. Глубина промерзания почвы на конец января 2009 года составила 132 см.
Л. ПОНОМАРЁВА,
начальник метеорологической станции «Илек».


                                                    ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКОЙ

    Я люблю тебя, Родина светлая
    Я люблю тебя Родина,
    За родные края.
    Я люблю тебя Родина,
    За леса, за поля,
    За родные просторы.
    За родное село,
    За любимую маму.
    За любимого папу.
    За счастливое детство,
    Что она мне дала.

    Солнце ярче светит
    Весенняя пора
    Что можно предсказать
    Зеленая трава.
    Из грязного сугроба
    Но вот в лесу проталинки
    Как маленькие глазки
    Подснежники глядят
    Солнце улыбается
    Ручейки журчат
    Птички невелички
    В гости к нам летят
    Жаворонки в тесте
    На столе лежат
    Вот что значит
    На дворе весна.

       Олеся Матянина,
          14 «э» группа.
Выбор жизненного пути
После школы возникает в головах вопрос
Выбора профессии – сложный и всерьез
Как не ошибиться? Как себя найти?
Чтоб открыты были все для вас пути?
Как раскрыть способности, скрытый свой талант
Чтоб достичь успешности, вытянуть свой фант
У Судьбы-волшебницы, и достигнуть благ?
Выбор обучения – это первый шаг.
Вузы, академии – это хорошо –
Каждый, без сомнения, если б мог пошел
Но учиться сложно в них – уровень (Бог мой!)
Сложен. Но приемлем вариант другой.
Есть в Илеке техникум – ближе и родней
Филиал «Аграрного», области твоей.
В нем есть специальности на любой ваш вкус.
Что нужны в реальности, а не просто груз.
не листок диплома лишь, - практика и стаж
Жизненный бесценный опыта багаж
Есть здесь правоведы, фермеры здесь есть,
Ветврачи, бухгалтера… всех не перечесть.
И культурный уровень – здесь на высоте:
КВН, культмассовый сектор – как нигде.
Спорт здесь развит массовый и кружки наук.
Поступай, коль хочешь, стать счастливей вдруг.
Станешь образованней и мудрей, сильней
И на шаг поближе ты к мечте своей
Сельское хозяйство – наш опорный пункт
Приходите, вас здесь с радостью всех ждут!

    Виталий Жидких, с. Красный Яр.


                                                        МЫСЛИ ПРОЗОЙ
    «Медицина лечит человека, а ветеринария - человечество». Хочется начать разговор о профессии именно с этих прекрасных слов. Сколько заложено в них смысла. Многие, выбирая профессию, руководствуются ее престижем. Мы же студенты ветеринарного отделения руководствовались чем - то другим более важным и ценным.
    Приятно осознавать, что уже сегодня ты можешь помочь больному. А это заслуга преподавателей. Благодаря им, мы можем правильно установить этиологию болезни, поставить диагноз, назначить лечение. Еще не специалисты, но уже не ученики. Учиться этой профессии интересно и легко. Ведь все дисциплины настолько интересны, что не замечаешь как пролетает час отведенного времени.
    Анатомия, паразитология, хирургия, ВНБ - это лишь маленький перечень всех дисциплин, которые мы изучаем.
    А чем же отделение «Ветеринария» отличается от других отделений которые существуют в Илекском зоотехническом техникуме? Прежде всего насыщенной жизнью - сегодня мы сидим на паре и изучаем какую - либо болезнь, завтра спешим в ресурсный центр, чтобы помочь нашим меньшим братьям. Многие считают, что профессия ветфельдшера - не очень престижна!! А скажите, Вы смогли бы пройти мимо маленького котенка со сломанной лапкой? Возможно - да! Но вы считали, сколько раз после оглянулись?! Конечно еще рано говорить о блестящем умении применять свои знания, но...Дорогу осилит идущий...А мы только начинаем путь.
Екатерина ДМИТРИЕВА,
группа № 40, отделение «Ветеринария».

    На рынке труда растет востребованность специалистов со средним профессиональным юридическим образованием. Профессия юриста необходима в налогово - бюджетной сфере; в управлении персоналом; в социальной сфере; в малом и среднем бизнесе, представителям которого необходимы правовые и экономические знания: в административно - управленческих структурах многих организаций.
    Приобретение правовых знаний необходимо не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни для защиты своих прав и интересов. Доступность и экономичность получения среднего юридического образования для всех слоев населения будет способствовать повышению правовой культуры в обществе. Зная такую значительность профессии юриста, а профессия юриста меня заинтересовала еще в 9 классе, когда мы изучали предмет «Основы права», в настоящее время я учусь на отделении «Правоведение» Илекского зоотехнического техникума - филиала ФГОУ ВПО Оренбургский ГАУ. Мне нравятся такие дисциплины: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Финансовое право» и другие отрасли права. Занятия по этим дисциплинам очень интересны, нас здесь учат каким должен быть настоящий юрист.
Ю. НАДТОЧИЙ,
студентка 25 «П» группы отделения «Правоведение».

 ЦИФРЫ В НОМЕР: 
    30 детей и подростков, все они старше 14 лет (из них 2 девочки) состоят на профилактическом учете в КДН и ЗП. Из них 14 – школьников, 12 – учащихся ПУ-67, 3 работающих и 1 – не работает и не учится.



А на "десерт" нашим читателям информация Из мира интересного



ПОГОДУ ПОДРОБНЕЕ? ЩЕЛКНИТЕ ПО ИНФОРМЕРУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ РОССИИ И МИРА
Если нет текста свежих новостей, нажмите на ссылку "Яндекс. Новости"
Hosted by uCoz