В ы п у с к  №26     Пишите нам: ural_ilek@mail.ru

          Наш конкурс Мисс «Урал-2010»
    Голосуйте за девушек на сайте газеты http//www.ilek-ural. narod.ru
    Перейдите сейчас по ссылке на другой наш сайт Фотогалерея конкурса и назовите там имя и фамилию достойной, на Ваш взгляд, девушки.
    Сегодня конкурсантка №20 – Анастасия Ливенец
P.S.: Сообщения в гостевой книге «Коллектив (столько-то человек) отдает свои голоса за..." учитываться не будут. Не учитываются также и сообщения, отправленные с одного компьютера несколько раз в сутки с целью «нагнать» голоса. Пожалуйста, будьте корректными. Спасибо.

На сайте включена викторина

Проверьте интеллект по тесту

Запущен блок on-line мини-игр

             В ОБЪЕКТИВЕ: ЛЮДИ ЗЕМЛИ ИЛЕКСКОЙ
             НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
             Выпускникам ВУЗа вручены дипломы. Теперь они могут
             пополнить ряды специалистов АПК в нашем районе.
    На днях в кабинете главы района В.И. Ерёмина состоялось вручение дипломов об окончании Оренбургского государственного аграрного университета пятерым илекчанам. Ректор университета В.В. Каракулев специально для этого приехал к нам в село. Из его рук получили дипломы И. Ищенко, Н. Юсипенко, Р. Гумиров, Д. Сагенова, А. Поберухин.
    По словам ректора, этим учебным заведением прослеживаются судьбы его выпускников. Для коллектива вуза это не безразлично: пятилетнее обучение, труд, вложенный в подготовку будущих специалистов не должны пройти даром.
    Поэтому уважаемый гость поинтересовался, где каждый из молодых людей, ставших дипломированными специалистами, будет работать.
    Сейчас аграрному сектору экономики нашего района нужны зоотехники, ветеринары и специалисты других сельскохозяйственных профессий. И, надо надеяться, они в районе найдут достойное применение своим знаниям, и умениям, приобретённым за годы учёбы в вузе. Тем более, что Илекская администрация оказывает содействие в получении жилья для молодыми специалистами.
    Глава района, поздравляя ребят, отметил, что теперь им нужно сделать в жизни еще один решительный шаг – работать профессионально на благо родной Илекской земли.
Наталья СМОЛЁНОВА.
Фото автора.


             ДЕЛА КРЕСТЪЯНСКИЕ
             Убирают озимые культуры
    На сегодняшний день в хозяйствах района всех форм собственности приступили к уборке озимых культур.
    Идёт косовица озимой ржи. И, надо отметить, что, несмотря на катастрофические последствия засухи, на этих полях зерно есть. Пусть не в тех объёмах, на которые можно было бы рассчитывать при более благоприятных погодных условиях, но рожь и в этом году вновь подтвердила свой статус засухоустойчивой культуры. Правда, результаты получают самые разные. Если на полях ООО «Затонное» получают в среднем по 13,1 центнера зерна с гектара, то в ООО «Борьба за мир» - только 2,5. По 10,2 центнера зерна с гектара даёт рожь на полях ООО МТС АК Ташлинский, по 9,8 и 8,3 центнера соответственно – в колхозах «Привольный» и «Россия», по 7,4 – на озимом поле ООО ПЗ «Димитровский».
    В хозяйствах малых форм по урожайности озимого клина крестьянско-фермерские хозяйства, где урожайность озимых – 7,9 центнера, на втором месте. А на первом – при урожайности 9 центнеров зерна с гектаров – прочие малые хозяйства. Таким образом, в крупных хозяйствах средняя урожайность озимой ржи на сегодня составила 9,3 центнера зерна с гектара, в хозяйствах малых форм – 8,1 центнера. А в среднем по району – 8,8.
Соб. инф.


             В ОБЪЕКТИВЕ: СОБЫТИЕ
             Экспедиция с целью спасения Урала
    Двенадцатого июля, во вторник, илекчане во главе с главой района Владимиром Ереминым встречали участников этнографической экспедиции «Мое многонациональное Оренбуржье» в так называемом местечке Мокино, что на берегу Урала. Экспедиция закончила свое продвижение по Уралу, стартовав от побережья реки в Оренбурге. И теперь её лодки достигли конечной станции – Илека.
    С хлебом-солью илекчане встречали участников экспедиции, сплавлявшихся по Уралу в течение четырех дней. Главная цель мероприятия в том, чтобы привлечь внимание не только общественности Оренбуржья, но и федеральных властей к нынешнему состоянию Урала. Из года в год он мелеет, его экология нарушается. Это вызывает тревогу населения, которое проживает близ реки.
    Глава района Владимир Еремин, обращаясь к участникам экспедиции, подчеркнул важность их работы, сказал, что без серьезной помощи ученых двух республик России и Казахстана тут не обойтись. Урал немедленно надо спасать.
    Как рассказал нашему корреспонденту руководитель группы А.П. Сеселкин, второй год экспедиция, в составе которой представители общественности, национальной деревни Оренбуржья, журналисты областных СМИ, частные предприниматели, сплавляется по Уралу.
    В прошлом году на публикации в областных газетах по итогам работы экспедиции обратил внимание президент Дмитрий Медведев. Участники экспедиции надеются, что и в этом году работа экспедиции не пройдет бесследно. И им удастся достучаться до федеральной власти, обратить ее внимание на существующую проблему.
Галина ПЛОТНИКОВА.
Фото Сергея ЗАБАЕВА.


             АКТУАЛЬНО
             Где жить молодым…
    В целях формирования государственной поддержки молодых семей, обеспечения их жильем на территории района реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.». За весь период её реализации социальную выплату получили и улучшили свои жилищные условия 49 молодых семей. В настоящий момент свыше 400 семей поставлено на учет в качестве участников программы. Сейчас в программу внесены изменения (постановление Правительства Оренбургской области № 307-п от 04.05.2010 г «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 28.08.2006 г. № 286-п»). В связи с этим мы задали несколько вопросов ведущему специалисту по делам молодежи районной администрации С.Н. Денисенко.

    - Светлана Николаевна, как формируется список получателей социальной выплаты?
    - Из семей, поставленных на учет в качестве участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.», формируется список получателей выплаты с учетом следующих приоритетов:
- в первую очередь - молодые семьи, имеющие одного и более детей, в которых хотя бы один из супругов является или являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если этот супруг ранее не получал социальную выплату за счет средств областного бюджета;
- во вторую очередь - молодые семьи, имеющие 4 и более детей, а также ожидающие рождения ребенка, в результате рождения которого будет четверо детей. Молодые семьи, имеющие четырех и более детей, среди которых тройня или двойня, имеют приоритет перед семьями, имеющими такое же количество детей;
- в третью очередь - молодые семьи, имеющие 3 и более детей, а также ожидающие рождения ребенка, в результате рождения которого будет трое детей. Молодые семьи, имеющие троих детей, среди которых тройня или двойня, имеют приоритет перед другими семьями, имеющими трех детей;
- в четвертую очередь - молодые семьи, в которых родилась двойня или ожидающие рождение двойни;
- в пятую очередь - молодые семьи, усыновившие ребенка;
- в шестую очередь - молодые семьи, имеющие 2 детей или ожидающего рождения второго ребенка;
- в седьмую очередь - молодые семьи, имеющие одного ребенка, или ожидающие рождение ребенка;
- в последнюю очередь - молодые семьи, не имеющие детей.
    - Какая семья имеет приоритет на получение социальной выплаты?
    - В каждой категории молодых семей по количественному составу детей приоритетное получение (льготные категории) социальной выплаты имеют следующие семьи:
1. молодые семьи с датой постановки на учет в качестве участников Программы до 1 марта 2005 г.;
2. молодые семьи, изъявившие желание использовать социальную выплату на приобретение жилья на первичном рынке, за исключением молодых семей, имеющих троих и более детей;
3. молодые семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, в том числе пожара, в результате которых молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; 4. молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов воспитывался без попечения родителей;
5. молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов имеет удостоверение, подтверждающее наличие прав и льгот, установленных ФЗ «О ветеранах»;
6. молодые семьи, в которых хотя бы один из членов семьи является инвалидом;
7. молодые семьи, в которых хотя бы один из супругов является работником бюджетной сферы.
    При формировании списка молодые семьи располагаются с учетом категорий молодых семей, льгот и даты постановки на учет.
    - Какие внесены изменения для семей, получающих свидетельство о праве на получение социальной выплаты?
    - Внесены изменения, касающиеся семей, получающих свидетельство о праве на получение социальной выплаты. С 2010 г. семья - претендент на получение выплаты, должна предоставить заявление о выдаче свидетельства, документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (решение органа муниципального образования о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с датой в течение 2 -х предыдущих месяцев, справки из БТИ, юстиции на всех членов семьи).
    Также семья должна подтвердить наличие достаточных доходов для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (справка о доходах физического лица форма 2НДФЛ), на всех работающих членов семьи не менее чем за последние 12 месяцев.
    - Какие основания для отказа в выдаче свидетельства?
    - Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
- непредставление вышеуказанных документов в 20-дневный срок;
- недостоверность сведений, содержащихся в документах;
- молодая семья на момент предоставления документов не является нуждающейся в жилье или улучшении жилищных условий;
- молодая семья не проживает на территории Оренбургской области;
- если на основании документов, представленных молодой семьей, изменяются сведения о ней, в результате чего молодая семья по условиям Программы не попадает в список претендентов; - среднемесячный суммарный доход семьи, указанный в справках о доходах физических лиц, меньше прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области.
    Семьи, состоящие на учете в качестве участников программы, до 1 сентября 2010 года должны обратиться в администрацию района и представить заявление с указанием способа использования социальной выплаты.
    Социальная выплата может быть использована:
- на приобретение жилья на первичном рынке (покупка нового дома в течение года с момента ввода в эксплуатацию);
- на строительство жилья;
- на приобретение жилья на вторичном рынке.
    -Что бы еще Вы добавили ко всему сказанному?
    - Хотелось бы также отметить, что нынче продолжает действовать Постановление Правительства Оренбургской области от 8 сентября 2006 г. № 301-п «О правилах предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка», то есть если молодая семья имеет задолженность по кредиту (ипотечному, жилищному) и при рождении (усыновлении) ребенка, площадь приобретенного помещения меньше учетной нормы (по Илекскому району 17,5 кв. м. на каждого члена семьи), то семья имеет право на погашения кредита. В размере 10 процентов от средней стоимости жилья по Оренбургской области при рождении 1 ребенка, 20 - при рождении 2 ребенка, 30 - при рождении 3 ребенка.
    У молодых семей есть возможность более подробно ознакомиться со всеми этими вопросами: 10 июня в 10 часов утра в зал заседаний администрации района приглашаются молодые семьи, до которых будут доведены основные положения программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 г.». Принять участие в данном мероприятии могут все желающие молодые семьи.
Наталья СМОЛЁНОВА.


             НАШИ ИНТЕРВЬЮ
             В образовании немало перемен
    О некоторых итогах развития образования Илекского района за последние десять лет сегодня нашим читателям рассказывает заведующий отделом образования Ю.В. Верушкин.

    - В основе изменений, происходящих в системе образования страны - концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, реализация национального проекта «Образование».
    - Как известно, оптимизация сети общеобразовательных учреждений района с целью повышения качества образования осуществлялась через реорганизацию начальных школ в филиалы средних школ, закрытие филиалов, где фактически некого было учить, и изменение структуры общеобразовательного учреждения - открытие в них дошкольных групп. Какие условия создавались в связи с этим?
    - В рамках реализации проекта в 2007-2008 годах приобретено четыре автобуса КАВЗ на общую сумму более 3 млн. рублей на условиях софинансирования, при школах сохранили интернаты. Одним из механизмов, оказавших влияние на развитие системы образования, явилось нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений, которое повлекло увеличение бюджета образования Илекского района более чем на 40% в 2003 году. Ежегодно расходы на общее образование увеличиваются (например, в 2008 г. бюджет составил более 162 миллионов, в 2010 году - более 192 миллионов рублей), что дает возможность проводить капитальный ремонт образовательных учреждений, приобретать необходимое учебное оборудование.
    - Расскажите более подробно о том, где и какой объем ремонтных работ выполнен за это время.
    - В течение десяти лет проведена реконструкция и ремонт сетей электроснабжения в девяти образовательных учреждениях (Озерской, Привольненской, Сухореченской, Студеновской, Красноярской, Кардаиловской, Рассыпнянской, Мухрановской, Илекской № 1), ремонт кровли в семи ОУ (Рассыпнянской, Подстепинской, Илекской СОШ № 1, Кардаиловской, Мухрановской, Красноярской, Илекской СОШ № 2), работы по обеспечению работоспособного состояния зданий пяти школ (Красноярской, Сухореченской, Озерской, Студеновской, Илекской СОШ № 2), ремонт отопительных систем, канализации, водопроводов практически во всех образовательных учреждениях. Ежегодно количество финансовых средств, выделяемых на капитальный ремонт, увеличивается. Так, в 2008 году капитальный ремонт выполнен на сумму 3312 , 5 тыс. рублей, в 2009 г. - на сумму 92222 тыс. руб., в 2009 году ремонт был произведен в МОУ Кардаиловская СОШ», «Илекская СОШ №1», «Сухореченская СОШ», «Красноярская СОШ», «Илекская СОШ №2», «Мухрановская СОШ», «Подстепинская СОШ», «Студеновская СОШ». Вся работа направлена на обеспечение безопасности образовательного процесса в ОУ.
    С целью усиления антитеррористической и противопожарной защищенности объектов образования произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре во всех образовательных учреждениях, обработка чердачных помещений огнезащитными составами, установлены тревожные кнопки в МОУ «Илекская СОШ №1», «Илекская СОШ №2». Несмотря на все проведенные работы на сегодняшний день пять школ нуждаются в капитальном ремонте.
    - Главным ресурсом, условием качественного образования является эффективная работа с педагогическими и управленческими кадрами муниципальной системы образования. Что Вы можете сказать о педагогах, способных решать сложные и ответственные педагогические задачи? - В образовательных учреждениях района работают 536 педагогов, из них 27 руководителей, 47 заместителей руководителей, 412 педагогов. В школах работают 15 старших вожатых, 16 библиотекарей, два педагога-психолога, один социальный педагог.
    За последние годы увеличилось количество педагогических работников с высшим образованием ( в 2007 г. - 328, в 2010 г. – 349). В школах района работают 309 учителей, имеющих высшее образование, 39 педагогов со средним специальным образованием получают высшее по заочной форме обучения.
    Изменилось число педагогов, имеющих квалификационные категории. Всего квалификационные категории имеют 375 педагогов (77%). Увеличилось число педагогов, имеющих высшую категорию: в 2007-2008 учебном году - 42, в 2009-2010 учебном году - 75.
    С целью закрепления педагогов в районе решены вопросы по оплате коммунальных услуг педагогам, выплате единовременного пособия в размере 5000 рублей и ежемесячных доплат в размере 575 рублей всем молодым специалистам, работающим в муниципальной системе образования.
    - А какие изменения произошли за минувшее десятилетие в системе дошкольного образования?
    - За это время были открыты муниципальные детские сады в Сладково, Мухраново, Студеное, Привольное. За два последних года открыто шесть групп дошкольного образования (детский сад внутри школы) в четырех средних школах - Димитровской, Затонновской, Кардаиловской, Озерской. Предшкольная подготовка детей 6-7-летнего возраста ведется также на базе общеобразовательных школ. Увеличился охват детей дошкольным образованием: 2005 год - 387 детей, 2006 год - 455, 2007 - 479, 2008 - 495, сейчас по программам дошкольного образования обучается около 700 детей или 48 % от общего числа детей дошкольного возраста. Работа по созданию различных форм организации дошкольного образования является приоритетной в районе. В 2010 году будут открыты группы дошкольного образования на базе пяти школ района, дополнительные группы в детских садах Привольного и Студеного, что позволит увеличить охват детей системным дошкольным образованием до 80%.
    - Юрий Владимирович, с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» заметные изменения произошли в содержании, организации обучения и воспитания школьников. Все школы оснащены компьютерной техникой, есть выход в Интернет, имеются интерактивные доски и другое. Что Вы можете сказать об этом?
    - Информатизация образования начиналась с нескольких компьютеров в двух школах - Илекской №2 и Подстепинской в конце 90-х, в 2004 году на один компьютер приходилось 24 учащихся, в 2007 - 15, в 2008 - 12. Сейчас все школы оснащены компьютерной техникой, во всех школах созданы компьютерные классы с количеством компьютеров не менее 7, всего 18 компьютерных классов. Школы оснащены достаточным количеством компьютерной техники: на балансе школ 359 компьютеров, из них 318 используются в образовательном процессе, 39 - в административно-хозяйственной деятельности, в среднем на один компьютер приходится 8,6 учащихся (по области - 15). Кроме того школы оснащены интерактивными комплексами (4, 2 из них приобретены за счет муниципальных средств), интерактивными досками (7, 4 - приобретены за счет муниципальных средств), интерактивными и графическими планшетами (3), другими интерактивными средствами. Сегодня главной задачей является эффективное использование дорогостоящего оборудования и Интернет. Для этого есть кадровые ресурсы: 87 процентов учителей умеют пользоваться компьютерами и используют компьютер в своей профессиональной деятельности. Создан районный ресурсный центр, определена опорная школа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (Илекская СОШ№2), что способствует активизации работы в этом направлении.
    Внедрение современных образовательных технологий привело к укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. В 2008 году товарно-материальных ценностей приобретено на общую сумму 9849, 9 тыс.рублей, в 2009 году - на 11121 тыс.рублей, обеспечению доступа всех ОУ к сети Интернет, повышению эффективности урока.
    - ПНП «Образование» предусмотрено поощрение лучших педагогов, стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Мы не раз писали об этом на страницах нашей газеты, но давайте еще раз напомним имена победителей конкурсов, учителей и школ, получивших президентские гранты.
    - В рамках реализации национального проекта «Образование» с 2006 года в региональном конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, три школы (Илекская №2, Илекская №1, Студеновская) получили грант в размере одного миллиона рублей, грант Губернатора Оренбурской области в размере двухсот тысяч рублей получила Нижнеозернинская средняя школа.
    За четыре года реализации проекта обладателями гранта в 100 тысяч рублей стали 11 учителей. Эффективный опыт этих учителей распространяется на мастер-классах, семинарах, конференциях. К примеру, мастер-классы, открытые уроки О.Я. Сизовой, И.А. Барабановой (Илекская СОШ№2), Л.А. Квасниковой (Красноярская СОШ), О.В. Фроловой (Нижнеозернинская СОШ), Е.И. Моргуновой (Кардаиловская СОШ) ежегодно посещаются коллегами других ОУ. Л.А. Квасникова, Н.Я. Телицина стали авторами методического пособия и учебника краеведческой направленности. Все участники конкурса, не ставшие победителями регионального уровня, по решению Совета депутатов награждены премиями в размере 5000 рублей. Такая мера поощрения действует два года.
    В целях повышения статуса учительской профессии ежегодно проводятся муниципальные конкурсы профессионального мастерства, которые способствуют привлечению внимания к учительской профессии, распространению лучшего опыта, поддержке творчески работающих учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, руководящих работников.
    - Не так давно в учебный процесс введена предпрофильная подготовка учащихся старших классов. Какая ставилась цель при этом?
    - Так называемая предпрофильная подготовка учащихся 9 класса позволяет определиться учащимся с выбором профиля, будущей профессией, она введена во всех школах. Профильное обучение с 2004 года вводилось в Илекской СОШ№1, Нижнеозернинской СОШ, в 2006, 2007 годах - 4 школы организовали профильные классы, в 2008 – еще шесть. На сегодняшний день профильное обучение введено в одиннадцати образовательных учреждениях, количество профилей - семь (аграрнотехнологический, физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, биолого-математический, естественно-математический, гуманитарный), охват учащихся составляет 181. Организация профильных классов внутри школы не дает желаемого результата, поэтому с 1 сентября 2010 года будет реализован проект сетевого профильного обучения.
    С 2007 года осуществляется набор в лицейские классы Илекской СОШ №1, в Илекской СОШ№2 созданы условия для открытия гимназического класса.
    - Вот уже девять лет школы района участвуют в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Можно ли назвать школы, учащиеся которых ежегодно добиваются высоких результатов на протяжении этого времени?
    - С 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой государственной (итоговой) аттестации. В течение последних трех лет наблюдается рост положительных результатов ЕГЭ по русскому языку и математике: средний бал по русскому языку составил в 2007 году- 49,4, 2008 г. -56,3 (по области -54,5), 2009 г. - 56,4 (по области - 55,7); по математике - в 2007 г. - 39 баллов, 2008 г. - 42,3 балла (по области - 34,4), 2009 г - 47,7 (по области - 42,9). Положительной динамике способствовала сложившаяся в школах система подготовки выпускников 11-х классов. Наиболее высокие результаты показывают выпускники Илекских СОШ №1 и №2, стабильные положительные результаты у выпускников Димитровской, Мухрановской, Нижнеозернинской, Студеновской средних школ. В 2009 году положительные результаты получили 97,2 % выпускников. Наибольшее количество учащихся, не сдавших ЕГЭ, среди выпускников Илекской вечерней (сменной) школы (6 из 43 сдававших ЕГЭ).
    - А какая работа ведется с одаренными детьми?
    - Определенные успехи за последние пять лет достигнуты в работе с одаренными, способными детьми. В течение последних пяти лет наблюдается увеличение количества призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (2005 год -1, 2007 - 2, 2008 - 4, 2010 - 6 призеров и победителей). Возросло количество победителей областных и всероссийских конкурсов, чему способствует индивидуальная работа с учащимися учителей и педагогов дополнительного образования, работающим в очно-заочной многопрофильной школе «Мир» (в 2001 году открылась очно-заочная школа естественнонаучного направления, в 2003 году - математического, с 2007 года работает гуманитарное направление). Ежегодно учащиеся школ района становятся победителями и призерами научно-практической конференции «Юность. Наука. III тысячелетие.», фестиваля «Талант! Музыка! Дети!», конкурсов ЮИД «Безопасное колесо», «Рукописная книга», «Я - гражданин России», «Растим патриотов», «Лидер 21 века», школьных учебно-опытных участков, выставки «Юннат», всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ в г. Обнинск, литературного творчества «Капитанская дочка», международного конкурса современных исполнителей «Музыкальный спринт». Обладателями гранта в 30 и 60 тысяч рублей за четыре года стали семь учащихся школ района.
    Районная система поощрения достижений талантливых детей включает общественное признание заслуг учащихся - призёров различных конкурсов через средства массовой информации (газета "Урал", радио "Илек", газета «Классная работа»), вручение наград победителям областной и районной олимпиады школьников и их руководителям главой администрации района в присутствии глав сельсоветов, руководителей предприятий, родителей, чествование выпускников-медалистов - праздник «Золотая молодежь», вручение им ценных подарков, премирование победителей областной олимпиады( в 2008, 2009 г.- четыре учащихся, три руководителя, 2010 год - шесть учащихся, пять руководителей), районной олимпиады (29 школьников), призёров и участников районного конкурса "Ученик года" (2009 г.- 10 десятиклассников, 2010 г. - 16). Осуществляется финансовая поддержка участия детей в конкурсах и соревнованиях различного уровня.
    В 2009 году утверждены муниципальные стипендии талантливым учащимся (15 старшеклассников), на что выделено 13 500 рублей из местного бюджета.
    - Немаловажным фактором образовательного процесса является организация питания школьников. Как обстоят дела с этим?
    - В районе с 2008 года реализуется муниципальная целевая программа «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях». Функционируют 16 школьных столовых на 1345 мест. Пять школ имеют типовые столовые, остальные 11 имеют приспособленные столовые. Питание в четырнадцати школах осуществляется на основе муниципальных контрактов между ООО «Илекский общепит» и общеобразовательными учреждениями, в двух школах, Студеновской и Нижнеозернинской, питание осуществляется самостоятельно. Всеми видами питания охвачено 100% обучающихся.
    Ежегодно из муниципального бюджета на организацию питания учащихся выделяется более двух миллионов рублей из расчета 3.45 рубля на ребенка. В текущем учебном году из муниципального бюджета на питание в интернатах при школе выделено 37 рублей на одного воспитанника (в прошлом году - 22 рубля).
    Обновляется технологическое оборудование школьных столовых. За последние два года на приобретение оборудования и инвентаря, мебели для столовых затрачено около 700 тысяч рублей.
    - Много говорилось о переходе на новую систему оплаты труда всех работников образования. Что-то в этом плане изменилось?
    - Среднемесячная заработная плата работников ОУ в 2009 году составила: в дошкольных образовательных учреждениях - 5884 рублей (2007 год - 2567 рублей; 2008 г. - 4030 рублей), в общеобразовательных учреждениях - 8596 рублей, учителя - 12963 рублей (2007 год - 6248 рублей; 2008 год - 8965 рублей), учреждениях дополнительного образования детей - 7960 рублей.- Спасибо за беседу! И - новых успехов на педагогическом поприще!
Подготовила Г. МИХАЙЛОВА.


             В ОБЪЕКТИВЕ: ЛЮДИ ЗЕМЛИ ИЛЕКСКОЙ
             ОПЫТНАЯ ДОЯРКА
    В.П. Мартынович много лет трудиться в животноводстве.
    Её рабочее место на одной из молочно-товарных ферм ООО «Затонное», где подруги по работе знают Валентину Петровну, как опытную, умелую доярку. Благодаря высоким производственным достижениям, отличному знанию дела она из года в год достойно представляет своё хозяйство на районных конкурсах операторов машинного доения коров, занимает там призовые места.
Людмила КРЯЖЕВА.
Фото автора.


             АКТУАЛЬНО
             Демографическая ситуация
    О том, как обстоят с ней дела в нашем районе, рассказывает исследовательская работа ученицы Рассыпнянской школы М. Пожидаевой. Основной материал, который использовала Марина, был предоставлен работниками ЗАГСа, службой занятости района. Было проведено анкетирование среди учащихся школ и студентов. Сделан анализ собранной информации.
    Демографическая политика, проводимая на территории нашей страны и области, направленная на улучшение демографической ситуации, дает свои результаты. Эти результаты, положительные и отрицательные моменты и были рассмотрены на примере нашего района.
    Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.
    Знания о людях и их поведении в окружающем мире необходимы для достижения желаемого уровня качества жизни. Демография – это одна из важнейших географических наук, изучающая закономерности воспроизводства населения, естественный прирост, возрастной и половой состав. Численность населения даёт представление о возможных объёмах производства и потребления, воздействия на состояние окружающей среды.
    Динамика численности должна влиять на объёмы демографических инвестиций, которые должны быть направлены на воспитание, обучение, поддержку социально незащищенных слоев населения. Знание структуры населения по полу и возрасту важно для расчёта объёма и определения структуры производства товаров, количества необходимых рабочих мест, объёма пенсионных выплат, детских пособий, позволяет судить о возможных темпах роста численности жителей.
    Меня заинтересовала проблема населения и демографии Илекского района-района, в котором я живу, так как население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, миграции. Меняется численность населения, меняется распределение людей по разным типологическим группам: по полу, возрасту, по этнической принадлежности и т.д.
    Кто-то умирает, кто-то появляется на свет, кто-то меняет место жительства, кто-то вступает в брак, кто-то разводится. Словом идёт беспрерывный процесс изменений населения, его характеристик, структур и демографических процессов.
    Мне кажется, изучение тесно связанных между собой проблем даёт нам точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденции его изменений за тот или иной период, позволяет заглянуть в будущее. А результаты исследования – надёжная информационная поддержка при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов. Полученные результаты исследования представляют социально-экономический портрет нашего общества. Достоверная информация о демографических изменениях за последние восемь лет позволит выстроить более эффективную социальную и национальную политику, направленную на улучшение общественных отношений.
    Выбор данной темы обусловлен тем, что решение проблем демографии России, и, в частности, Илекского района, является одной из главных проблем на сегодняшний день. Я думаю, что решение демографических проблем на примере одного района очень актуально на сегодня, так как демография – это важнейший фактор развития экономики. Именно поэтому я решила привлечь внимание к этой проблеме.
    Продолжительность жизни в районе
    Тенденции смертности и рождаемости отражаются непосредственно в продолжительности жизни населения. В настоящее время продолжительность жизни мужчин составляет 60,6, у женщин- 73,4 года.
    Рождаемость и дети
    Среднее число детей, рождённых женщиной за весь детородный период её жизни, в области в 2008 году составил 1,6 (в городской местности - 1,3, у сельчанок- 2,0) ребёнка.
    Неблагополучное развитие брачно-семейных отношений ведёт к росту внебрачной рождаемости. Из числа детей, рождённых вне брака, в 2008 году в Илекском районе 8,1 процента зарегистрированы были по совместному заявлению родителей, что условно можно рассматривать как существование семьи.
    Рост внебрачной рождаемости характерен не только для нашего района, но и для области и страны в целом. В ряде экономически развитых стран Россия занимает серединное положение, как по уровню показателей внебрачной рождаемости, так и по темпам их изменения.     В среднем по России в 2008 году из каждой тысячи новорождённых умирало 8,5. По сравнению с 2007 годом при увеличении в 2008 году уровня рождаемости в Илекском районе на 2,9 процента уровень младенческой смертности уменьшился на 4,2 процента.
    В структуре причин младенческой смертности преобладают состояния, возникающие в перинатальном периоде и врождённые аномалии. Это причины, тесно связанные со здоровьем матери.
    Половозрастной состав
    В Илекском районе диспропорция проявляется в старших возрастах. Среди населения в возрасте 50 лет и старше, женщин в 1,6 раза больше, чем мужчин.
    Численность населения в возрасте 65-69 лет (родившихся в первой половине 30-х годов, во время спада рождаемости и высокой детской смертности вследствие голода), гораздо меньше, чем в соседних возрастных группах.
    Во второй половине 30-х годов демографические процессы несколько стабилизировались: об этом свидетельствует большое число живущих в возрасте 60-64 лет. В 1979 году доля лиц 60 лет и старше в общей структуре населения составляла 4,9 процента, в 1989 году — 6,7, в 1999 году-11,2. Следующий «обвальный» спад рождаемости приходится на 1942-1945 годы.
    Поколение военных лет рождения стало образовывать семьи в 1960-х годах, что вызвало очередное снижение рождаемости. В свою очередь, родившиеся в конце 1960-х годов вступают в брак в начале 1990-х, что вызывает новый спад рождаемости, усиленный экономическим кризисом и снижения уровня жизни. По самым последним данным в возрастной структуре с каждым годом повышается количество детей. Если в 2000-2001 годах численность населения от 0 до 4 лет была около 14000 человек, то к 2007 году численность намного увеличилась – до 43108 человек.
    Анализ возрастной структуры:
- лица моложе трудоспособного возраста до 16 лет – 7234 человек;
- лица в трудоспособном возрасте: мужчины (16-59 лет) – 15931 человек;
- лица старше трудоспособного возраста (от 60 лет) — 6742 человек.
    Трудовые ресурсы
    Их основная часть – население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 59 лет, женщины от 16 до 54 лет.
    Другая часть трудовых ресурсов - население в нетрудоспособном возрасте, занятое в народном хозяйстве:
- это люди, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие работать;
- лица, моложе трудоспособного возраста, то есть подростки.
    Есть часть населения, неспособная к труду:
- инвалиды (из-за болезней и травм);
- пенсионеры раннего выхода.
    Всё население, занятое в народном хозяйстве, называется экономически активным населением; сюда входят: трудоспособное население + безработные + работающие пенсионеры.
    За последние годы в районе наблюдается спад наличия трудовых ресурсов. А численность трудоспособного населения увеличивается за счёт миграционных процессов.
    Заключение
    Анализ полученных данных выявляет следующие демографические проблемы:
- ежегодно умирает больше людей, чем рождается;
- высок уровень смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;
- уровень рождаемости недостаточен для простого воспроизводства населения;
- приток мигрантов не перекрывает естественной убыли;
- сокращается число детей;
- растет удельный вес людей старших возрастных групп;
- ухудшается соотношение численности населения по полу: наблюдается диспропорция в пользу женщин.
    Таким образом, демографическая ситуация в Илекском районе, как и во всей нашей области, крайне сложная. Рекомендации по улучшению демографической ситуации:
1. Увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни. Сюда можно отнести не только то, что делается государством: повышение заработной платы, пенсий, субсидий малообеспеченным семьям, выплата пособий на ребенка одиноким матерям. Но, возможно, требуется ввести дополнительную заработную плату для отцов, имеющих троих и более детей, эффективнее вести информационную политику страны, направленную на воспитание семейной духовности и нравственности. Может быть, даже в рекламе.
2. Снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой. Для этого нашим правительством уже делается многое. В первую очередь для того, чтобы рождались здоровые дети, нужны здоровые молодые мамы. Необходима целенаправленная политика здорового образа жизни. Возможно, имеет смысл ввести в средних школах такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни», некогда практиковавшийся в советской школе. А также вести активную политику, направленную на уменьшение абортов. Во многих странах не допускается прерывание первой беременности. Возможно, и в нашей стране стоит следовать этому примеру, хотя бы в отношении семей, зарегистрированных в браке.
3. Сокращение заболеваемости населения, травматизма и инвалидности. Большая часть приходится на болезни системы кровообращения, затем несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования, болезни органов пищеварения, болезни органов дыхания, убийства, инфекционные и паразитарные болезни, случайные отравления алкоголем, самоубийства и прочие. Многие из смертельных заболеваний начинают развиваться уже в школьном возрасте. Образовательные программы должны предусматривать профилактику многих из них в большей степени, чем есть на самом деле. В школах проводят профилактические медосмотры учащихся, также учителя проводят беседы со школьниками. Но этого пока явно не достаточно.
4. Стимулирование желания семьи иметь детей. Для этого политика правительства должна быть направлена не только на то, чтобы дать женщине, родившей ребенка, денег, а чтобы она могла совместить работу и уход за детьми.     Если не принимать эти и многие другие меры, то численность населения России к 2025 году может снизиться до 118 млн. человек, а это уже прямая угроза существованию самой страны.
    Предложения студентов для улучшения демографической ситуации:
    Проведя социологический опрос среди студентов Илекского района из ИЗТ, педколледжа, на вопрос: «Что бы вы предложили для улучшения демографической ситуации в районе», я получила следующие ответы:
- сделать более доступным приобретение жилья. Из-за его недоступности многие семьи не имеют детей или имеют только одного ребенка;
- ввести дополнительные льготы многодетным или малоимущим семьям;
- создать условия для матерей, находящихся в декретном отпуске с ребенком;
- улучшить систему здравоохранения (эффективно вести антирекламу алкоголя, наркотиков и сигарет; следить за работой медперсонала, не допускать подделок лекарств, пропагандировать медосмотры на венерические заболевания);
- улучшать условия жизни. Например, при рождении первого ребенка выдавать пособие 100 тысяч рублей;
- сократить плату за образование, ЖКХ;
- улучшить охрану труда на производстве;
- увеличить заработную плату по некоторым специальностям.
    Выводы:
    В 2008 году на территории нашего района проживало 14,8 тысяч женщин. А это 51,9 процента от общей численности населения. По сравнению с мужчинами женщин больше на 1,1 тысячи человек, или 7,8 процента. На 1000 мужчин приходиться 1078 женщин. По данным Оренбургстата к началу 2009 года в области проживало 1127,4 тысяч женщин, что составило 53,4 процента от общей численности населения. По сравнению с мужчинами женщин больше на 143,2 тысячи человек, или 14,6 процента. Длительное время в районе, области, как в целом по России, наблюдается преобладание женского населения.
    Снижение численности населения, а, следовательно, и женщин, которое наблюдалось в Оренбургской области с 1999 года, обусловлено в основном неблагополучием в естественном движении населения, снижением рождаемости и ростом смертности населения.
    За 1990-1999 годы общий уровень рождаемости в области уменьшился с 15,5 до 9,1 родившихся на 1000 человек населения. С 2000 в области года уровень рождаемости увеличивается. По предварительным данным, в 2009 году уровень рождаемости составил 13,3 рождённых на 1000 человек населения (самый высокий показатель за последние 18 лет).
    В Илекском районе уровень рождаемости также имеет тенденцию роста и в 2008 году составил 15,1 рождённых на 1000 человек (в 2000 году – 11,0).
    Самый высокий уровень смертности (с 1950 года) наблюдался в районе в 2005 году: 17,2 умерших на 1000 населения. В последние годы наметились позитивные изменения уровня смертности населения. По данным 2008 года уровень смертности населения составил 15,9 умерших на 1000 населения.
Подготовили для печати Наталья СМОЛЁНОВА и Людмила КРЯЖЕВА.


             СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА
             Из волшебного клубка
    Известно, что увлечения занимают немалое место в жизни человека, приносят ему не только удовлетворение, радость и успокоение души, но и часто становятся толчком к открытию собственного бизнеса.
    У Ольги Назаровой – жительницы сначала Красного Яра, а теперь Илека, до бизнеса дело не дошло. Но вязание для нее неотъемлемая, важная часть жизни. Оно, по её словам, «наркотик для души», хорошо успокаивает нервы и надолго дает положительный настрой. Поэтому женщина каждую свободную минутку старается взять в руки вязальный крючок или спицы. Из-под её трудолюбивых пальцев льются изумительные по красоте и сочетанию красок узоры. Она вяжет с детства и потому это получается у неё и быстро, и умело. И не только из купленной, но и из домашней пряжи.
    Умеет она, что сейчас очень редко можно увидеть, обрабатывать овечью шерсть и хорошо прясть. Умеет вязать все: шапочки и тапочки, кофты, мужские безрукавки и детские костюмчики. Цвет пряжи Ольга Игнатьевна подбирает очень гармонично, так что её вязаные изделия глаз радуют. Семь лет работала в пуховязальном цехе. Имея высокий второй разряд, вывязывала зубцы и каймы для пуховых платков.
    Увлечение вязанием, любовь к прекрасному, пришли к ней еще со школьной скамьи – с уроков домоводства. Подруга научила обрабатывать пух, вязать пуховые шали и паутинки. А если говорить о прошлом семьи родителей нашей вязальщицы, они приехали в 1959 году в Красный Яр Илекского района с далекой Вологодчины. Мама Елена Степановна – бывшая кружевница, на коклюшках плела свесы на кровати, наволочки и накидки, воротники. Изумительные по красоте кружевные изделия вологодского промысла шли на экспорт.
    С детства пришли любовь к красоте и желание творчества к Ольге. Их она передала и дочери Анюте, у которой растут двое детей. И она охотно вяжет им одежду.
    Увлечение – оно и в Африке увлечение. А наша умелица ещё и работает в районной больнице в хирургическом отделении буфетчицей. Она богатая мать и бабушка - у неё трое детей и восемь внуков. И все они имеют возможность примерить на себя и носить вязаные изделия. И муж Владимир одобряет её хобби и посиделки с подругами, где они делятся опытом, узорами и рисунками, общаются и вывязывают разнообразные, такие, что глаз не оторвать и нужные семье, вещи. А еще Назаровы держат овечек, кур и небольшой огород – также ощутимое подспорье для семейного бюджета.
Александра ПУЩАЕВА.
Фото Натальи СМОЛЁНОВОЙ.


             СООБЩАЕТ ПРОКУРАТУРА
             Требуются дополнительные дошкольные учреждения
    Прокуратурой Илекского района была проведена проверка исполнения законодательства, гарантирующего право детей на получение дошкольного образования.
    Проведенный анализ запланированных и выделенных средств бюджетного финансирования на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, при росте из года в год дефицита мест в дошкольные образовательные учреждения, свидетельствует об их явной недостаточности. Не решит проблему и открытие на базе муниципальных образовательных учреждений района в 2010 году семи групп дошкольного образования, рассчитанных на 140 мест при их дефиците по состоянию на 01.07.2010 года в 523. С целью устранения выявленных нарушений закона 12 июля 2010 года прокуратурой района в Илекский районный суд направлено исковое заявление об обязании администрации Илекского района открыть дополнительные муниципальные дошкольные образовательные учреждения или группы дошкольного образования на территории района на уровне, обеспечивающем удовлетворение потребностей граждан района в дошкольных образовательных учреждениях. О результатах рассмотрения данного заявления будет сообщено дополнительно.
В. ГУЩИН,
и.о. прокурора Илекского района, младший советник юстиции.



А на "десерт" нашим читателям информация Из мира интересного



ПОГОДУ ПОДРОБНЕЕ? ЩЕЛКНИТЕ ПО ИНФОРМЕРУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ РОССИИ И МИРА
Hosted by uCoz